№12. Четыре причины непонимания и как их преодолеть

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда человеку нужно объяснить что-то такое, что тебе давным-давно понятно, но он в силу разных причин, никак до этого не дойдёт. В этой статье я по умолчанию буду иметь в виду только двух людей, между которыми идёт общение. Разберём наиболее частые причины непонимания и пять способов их преодоления.

Причина первая. Усталость.

Когда человек устал, ему тяжело воспринимать любую информацию, тем более новую.

Когда человек устал, ему тяжело воспринимать любую информацию, тем более новую. Вне зависимости от того, о чём пойдёт речь, он предпочтёт уйти от разговора или побыстрее его свернуть.

Мысли в первую очередь будут направлены в сторону максимально быстрой доставки до мягкого дивана. А, мозг будет пытаться заменить образы, которые кажутся ему скучными, радужными картинками.

Это в равной степени относится к обоим собеседникам: объясняющему и тому, которому объясняют. К чему приводит: раздражение, конфликт, затягивание принятия решений, повторный разговор о том же самом.

Как побороть, если разговор не требует отлагательств: пройтись, размяться, подышать свежим воздухом, выпить горячего крепкого чая или кофе. Лучший выход: отложить разговор и удалиться отдыхать.

Причина вторая. Неприятие.

Бывает и так, что люди с первого взгляда не принимают друг друга, испытывают дискомфорт при виде того или иного человека. Так сказать, вибрируют на разных частотах.

Если это связано с первой причиной — усталостью, не беда, вопрос, как мы уже выяснили, решаемый. А, что делать, если это не так?

Как побороть: постараться представить человека улыбающимся и счастливым, в кругу семьи и друзей, подумать о том, что кто-то обязательно его любит. Мысленно погладить, представить ребенком. В нём непременно есть что-то хорошее, за что можно зацепиться. Ищите — это работает.

Способ «без заморочек»: отказаться от общения и постараться не сталкиваться с этим человеком впредь.

«...жизнь довольно мудрая штука — просто так сводить двух людей не станет.»

Лучший выход: жизнь довольно мудрая штука — просто так сводить двух людей не станет. Подумайте о том, почему это происходит с вами, какой опыт можно извлечь из общения, чему научиться.

Причина третья. Слабое знание предмета обсуждения.

Часто один из собеседников слабо владеет предметом обсуждения или вообще не сталкивался с ним ранее. Просто не имеет представление о том, о чём идёт речь.

Собственно для этого мы и общаемся, чтобы узнавать друг от друга что-то новое и интересное. Если человек искренне заинтересован, готов внимательно слушать — приятного общения!

Иначе: наберитесь терпения и спокойно изложите суть. Чем проще будет объяснение, тем быстрее вас поймут. Простое объяснение — это объяснение теми словами и понятиями, которые уже знакомы собеседнику.

Двигайтесь от простого к сложному, от малого к большему и всё получится. Масса полезного на тему простых объяснений можно найти здесь: «Пиши, сокращай» — очень советую.

Причина четвёртая. Упрямство и амбиции.

Упрямство — достоинство ослов. На этом можно было бы ставить точку, но, мы же уже знаем о том, что плохих людей нет.. или вы ещё не поняли?))

Ок, считаем, что от общения не отвертеться, а человек упорствует не просто потому, что ему так захотелось. То есть, сразу примем на веру тот факт, что перед нами человек разумный.

Тогда, если это не связано с неприятием (см. выше), в первую очередь пытаемся разобраться в причинах.

Затем: решаем для себя, что у собеседника есть веские аргументы понимать суть вопроса так, как он её понимает и передаём ему слово.

Далее: внимательно слушаем и отмечаем про себя, а ещё лучше — на бумаге, спорные моменты или очевидные пробелы в знании.

После этого: благодарим, соглашаемся с выводами и задаём уточняющие вопросы из нашего списка. Человек, который видит, что его внимательно слушают, успокаивается и снижает напор.

«...мы любим, когда нас слушают и обязательно будем благодарны за это собеседнику.»

Кроме того, мы любим, когда нас слушают и обязательно будем благодарны за это собеседнику. Останется лишь изложить своё видение вопроса и сделать общие выводы.

Заключение.

На самом деле причин может быть масса, но, самое лучшее решение в любой ситуации — не крик и раздражение, а понимание и такт.

Сам я в этом смысле не идеален и порой вспыхиваю, как спичка. Но, поверьте на слово, потом всегда искренне сожалею об этом. Так что, будьте спокойнее и терпимее друг другу.
А, если знаете ещё какие-нибудь причины или у вас есть особое мнение на этот счёт — обязательно напишите об этом в комментариях!

Может статься, что так мы станем чуть лучше понимать друг друга.

Январь 2020
© Илья Солдаткин

Фото из личного архива: человек в красном свитере. Сколково. Октябрь, 2019
Поделиться
Отправить
Запинить
 25   2020   опыт   отношения   статьи